Приемка машин, поступающих в парк строительной организации, производится путем выполнения следующих операций:
- проверка технической документации;
- проверка комплектности машины;
- определение технического состояния машины;
- оформление приемо-сдаточных документов.
При проверке технической документации на принимаемую строительную Машину устанавливается комплектность документации; характер и содержание сделанных в ней записей; соответствие их действительному состоянию машины.
В полный комплект технической и приемо-сдаточной документации строительной машины входят:
а) заводской паспорт (для машин, на которые заводами эти паспорта выдаются);
б) шнуровая и котловая книга (для машин, находящихся под контролем Госгортехнадзора; подъемно-транспортное оборудование, паровые котлы, локомобили, компрессоры, гидравлические и вакуумные установки и т. п.);
в) инструкция по эксплуатации машины;
г) приемо-сдаточная ведомость;
д) акт технического состояния машины;
е) копия акта технического состояния машины, составленного при последнем годовом осмотре;
ж) накладная (если машина прибыла железнодорожным, водным или воздушным транспортом);
з) комплектовочная ведомость
Комплектность машины устанавливается путем проверки наличия основных агрегатов, оборудования, инвентаря, инструментов и запасных частей в соответствии с технической документацией машины (комплектовочная ведомость, паспорт, накладная и т. п.).
При проверке комплектности машины обращается внимание на соответствие технической характеристики основных агрегатов и рабочего оборудования данным паспорта или каталога и на состояние принадлежностей машины
Техническое состояние машины определяется внешним осмотром, опробованием машины без нагрузки (вхолостую), а в отдельных случаях и под нагрузкой.
Внешним осмотром устанавливается общее состояние отдельных агрегатов и машины в целом; при этом отмечается наличие видимых дефектов отдельных деталей, дается оценка качеству посадок сопряженных деталей и степень их изношенности.
Основное назначение опробования машины на холостом ходу проверка действия всех агрегатов и узлов машины, качества работы системы управления (муфт сцепления, тормозов и т. п.), а также правильности сборки частей машины и степени их изношенности.
Общая оценка технического состояния машины устанавливается определением ее категории:
-
- категория новые, не бывшие в эксплуатации машины, а также машины, работа которых не превышает утроенной нормы эксплуатационной обкатки по времени или по километражу;
- категория — машины, бывшие и находящиеся в эксплуатации, а также машины после среднего и капитального ремонта, вполне исправные, имеющие ресурсы работоспособности более 50% эксплуатационного цикла;
- категория — машины, требующие среднего ремонта;
- категория -; машины, требующие капитального ремонта;
- категория — машины, не подлежащие восстановлению и предназначаемые для списания как негодные.
Оформление приемки-сдачи машины производится двусторонним приемо-сдаточным актом.
Все новые или капитально отремонтированные машины вводятся в нормальную эксплуатацию после прохождения периода обкатки, в процессе которого машины эксплуатируются с режимом пониженных нагрузок и скоростей (в начале минимальных, в последующем нарастающих до нормальных эксплуатационных).
Таблица 1. Продолжительность эксплуатационной обкатки строительных машин и автомобилей
Группы машин |
Продолжительность обкатки в час. |
Экскаваторы одноковшовые; стреловые самоходные краны |
65-75 |
Экскаваторы многоковшовые; погрузчик Т-61; автогрейдер Д-144; камнедробилыю-сортироаочпые установки СМ-8, СМ-9; катки моторные тяжелые; бурильные станки |
60-70 |
Тракторы с навесным оборудованием; погрузчик Т-107; автопогрузчик 4 001; электростанции ЖЭС-30, ЖЭС-60 и др. |
45-65 |
Двигатели гнутреннего сгорания разные; компрессоры стационарные и передвижные, краны строительные |
40-60 |
Гр^деры: скрепсры; катки Д-126А и Д-130А; диаельные |
24-30 |
Камнедробильные машины; грохоты; бетономешалки; растворомешалки; шпеки; элеваторы, рвстворонасосы и т. п. . | 12-20 |
Простейшие машины, например, транспортеры передвижные и звеньевые | 8-10 |
Автомобили бортовые и самосвалы |
1000 км |
Обкатка производится на различных режимах использования мощности машины: 15-30% периода обкатки на холостой работе; 50-70% при работе с нагрузкой 25-50%; остальное время с равномерно нарастающими нагрузками до нормальных эксплуатационных.
В период обкатки производится более интенсивная смазка машины: сроки службы смазки сокращаются примерно в 2 раза по сравнению с нормальными.
В ответственных сочленениях машины после обкатки смазка заменяется новой, независимо от срока ее службы, с предварительной промывкой поверхностей трения маслом малой вязкости
Признаками удовлетворительно проведенной обкатки являются: устойчивая работа всех механизмов машины с шумами и температурой, не превышающими допустимые; нормальный расход эксплуатационных материалов; проектная производительность машины.
Межсменная приемка-сдача машин (бригада-бригаде) производится с соблюдением следующих требований:
- машина при сдаче должна быть в исправном состоянии, очищена от грязи, смазана и отрегулирована; все эти работы выполняются бригадой, сдающей машину;
- машина должна иметь минимум двухчасовой запас эксплуатационных материалов (топлива, горючего, смазчи) и продукции, подлежащем переработке (например, для бетономешалки гравия, цемента, воды);
- продолжительность межсменного осмотра не должна превышать 20 мин. для простых машин и 20-45 мин, для сложных. Половина этого времени протекает в течение первой смены, половина в течение
Приемка-сдача прозводится в следующем порядке.
- сдающий машину старший бригады (машинист) информирует сменщика о выполненной работе, отмечает появившиеся особые обстоятельства эксплуатации или случившиеся поломки;
- производится осмотр общего состояния и чистоты отдельных узлов и рабочих органов (зубьев в открытых передачах, натяжения цепей, ременных передач и лент; зазоров в подшипниках и шарнирах; рабочих органов, канатов и грузозахватных приспособлений);
- проверяется путем остукивания надежность крепления гаек, особенно подверженных самоотвинчиванию;
- принимается весь наличный инструмент и инвентарь, приписанный к машине;
- включается двигатель, производится его обсушивание; вхолостую запускаются все механизмы; проверяется путем осмотра ргбота контрольно-измерительных приборов;
- устанавливается наличие горючего и смазочных материалов, а также запас исходных материалов для переработки;
- сменщики расписываются в приемо-сдаточном журнале.