Комплект технической и приемо-сдаточной документации строительной машины

Приемка машин, поступающих в парк строительной организации, производится путем выполнения следующих операций:

  1. проверка технической документации;
  2. проверка комплектности машины;
  3. определение технического состояния машины;
  4. оформление приемо-сдаточных документов.

При проверке технической документации на принимаемую строительную Машину устанавливается комплектность документации; характер и содержание сделанных в ней записей; соответствие их действительному состоянию машины.

В полный комплект технической и приемо-сдаточной документации строительной машины входят:
а) заводской паспорт (для машин, на которые заводами эти паспорта выдаются);
б) шнуровая и котловая книга (для машин, находящихся под контролем Госгортехнадзора; подъемно-транспортное оборудование, паровые котлы, локомобили, компрессоры, гидравлические и вакуумные установки и т. п.);
в) инструкция по эксплуатации машины;
г) приемо-сдаточная ведомость;
д) акт технического состояния машины;
е) копия акта технического состояния машины, составленного при последнем годовом осмотре;
ж) накладная (если машина прибыла железнодорожным, водным или воздушным транспортом);
з) комплектовочная ведомость
Комплектность машины устанавливается путем проверки наличия основных агрегатов, оборудования, инвентаря, инструментов и запасных частей в соответствии с технической документацией машины (комплектовочная ведомость, паспорт, накладная и т. п.).

При проверке комплектности машины обращается внимание на соответствие технической характеристики основных агрегатов и рабочего оборудования данным паспорта или каталога и на состояние принадлежностей машины

Техническое состояние машины определяется внешним осмотром, опробованием машины без нагрузки (вхолостую), а в отдельных случаях и под нагрузкой.
Внешним осмотром устанавливается общее состояние отдельных агрегатов и машины в целом; при этом отмечается наличие видимых дефектов отдельных деталей, дается оценка качеству посадок сопряженных деталей и степень их изношенности.
Основное назначение опробования машины на холостом ходу проверка действия всех агрегатов и узлов машины, качества работы системы управления (муфт сцепления, тормозов и т. п.), а также правильности сборки частей машины и степени их изношенности.
Общая оценка технического состояния машины устанавливается определением ее категории:

    1. категория новые, не бывшие в эксплуатации машины, а также машины, работа которых не превышает утроенной нормы эксплуатационной обкатки по времени или по километражу;
    2. категория — машины, бывшие и находящиеся в эксплуатации, а также машины после среднего и капитального ремонта, вполне исправные, имеющие ресурсы работоспособности более 50% эксплуатационного цикла;
    3. категория — машины, требующие среднего ремонта;
    4. категория -; машины, требующие капитального ремонта;
    5. категория — машины, не подлежащие восстановлению и предназначаемые для списания как негодные.

Оформление приемки-сдачи машины производится двусторонним приемо-сдаточным актом.

Все новые или капитально отремонтированные машины вводятся в нормальную эксплуатацию после прохождения периода обкатки, в процессе которого машины эксплуатируются с режимом пониженных нагрузок и скоростей (в начале минимальных, в последующем нарастающих до нормальных эксплуатационных).

Таблица 1. Продолжительность эксплуатационной обкатки строительных машин и автомобилей

Группы машин

Продолжительность обкатки в час.

Экскаваторы одноковшовые; стреловые самоходные краны

65-75

Экскаваторы многоковшовые; погрузчик Т-61; автогрейдер Д-144; камнедробилыю-сортироаочпые установки СМ-8, СМ-9; катки моторные тяжелые; бурильные станки

60-70

Тракторы с навесным оборудованием; погрузчик Т-107; автопогрузчик 4 001; электростанции ЖЭС-30, ЖЭС-60 и др.

45-65

Двигатели гнутреннего сгорания разные; компрессоры стационарные и передвижные, краны строительные

40-60

Гр^деры: скрепсры; катки Д-126А и Д-130А; диаельные
и паровоздушные молоты

24-30

Камнедробильные машины; грохоты; бетономешалки; растворомешалки; шпеки; элеваторы, рвстворонасосы и т. п. . 12-20
Простейшие машины, например, транспортеры передвижные и звеньевые 8-10

Автомобили бортовые и самосвалы

1000 км

Обкатка производится на различных режимах использования мощности машины: 15-30% периода обкатки на холостой работе; 50-70% при работе с нагрузкой 25-50%; остальное время с равномерно нарастающими нагрузками до нормальных эксплуатационных.
В период обкатки производится более интенсивная смазка машины: сроки службы смазки сокращаются примерно в 2 раза по сравнению с нормальными.

приемка-сдача машин
В ответственных сочленениях машины после обкатки смазка заменяется новой, независимо от срока ее службы, с предварительной промывкой поверхностей трения маслом малой вязкости
Признаками удовлетворительно проведенной обкатки являются: устойчивая работа всех механизмов машины с шумами и температурой, не превышающими допустимые; нормальный расход эксплуатационных материалов; проектная производительность машины.
Межсменная приемка-сдача машин (бригада-бригаде) производится с соблюдением следующих требований:

  1. машина при сдаче должна быть в исправном состоянии, очищена от грязи, смазана и отрегулирована; все эти работы выполняются бригадой, сдающей машину;
  2. машина должна иметь минимум двухчасовой запас эксплуатационных материалов (топлива, горючего, смазчи) и продукции, подлежащем переработке (например, для бетономешалки гравия, цемента, воды);
  3. продолжительность межсменного осмотра не должна превышать 20 мин. для простых машин и 20-45 мин, для сложных. Половина этого времени протекает в течение первой смены, половина в течение

Приемка-сдача прозводится в следующем порядке.

  1. сдающий машину старший бригады (машинист) информирует сменщика о выполненной работе, отмечает появившиеся особые обстоятельства эксплуатации или случившиеся поломки;
  2. производится осмотр общего состояния и чистоты отдельных узлов и рабочих органов (зубьев в открытых передачах, натяжения цепей, ременных передач и лент; зазоров в подшипниках и шарнирах; рабочих органов, канатов и грузозахватных приспособлений);
  3. проверяется путем остукивания надежность крепления гаек, особенно подверженных самоотвинчиванию;
  4. принимается весь наличный инструмент и инвентарь, приписанный к машине;
  5. включается двигатель, производится его обсушивание; вхолостую запускаются все механизмы; проверяется путем осмотра ргбота контрольно-измерительных приборов;
  6. устанавливается наличие горючего и смазочных материалов, а также запас исходных материалов для переработки;
  7. сменщики расписываются в приемо-сдаточном журнале.

.