Воздуховоды для вентиляции (диаметры или размеры сторон), прокладка их, отверстия для выпуска и забора воздуха, люки и клапаны и т. п., а также установка вентиляционного оборудования должны выполняться точно по проекту и по соответствующим нормалям.
Вес листовой стали для изготовления воздуховодов и допускаемые отклонения в размерах воздуховодов.
Наименьший вес листовой стали для воздуховодов для вентиляции принимают:
Диаметр воздуховода круглого сечения или размер большей стороны воздуховода прямоугольного сечения в мм | Вес 1 м2 листовой стали в кг | Допускаемые отклонения от проекта диаметра или сторон в мм |
до 440 | 4-4,5 | 3 |
до 775 | 5-5,5 | 5 |
до 1 100 | 5,5-6,5 | 6 |
до 1540 | 8 | 7 |
более 1540 | по проекту |
Воздуховоды для вентиляции, предназначенные для транспортирования воздуха с температурой 100—200°, должны выполняться из листовой стали 8 кг/см2. Вес стали для воздуховодов пневматического транспорта должен приниматься по проекту.
При ручной заготовке воздуховодов величина допускаемых отклонений увеличивается вдвое.
Воздуховоды предназначенные для перемещения увлажненного воздуха, следует собирать только на фланцах, причем фланцы из полосовой стали допускаются для воздуховодов при диаметре или размере стороны не более 400 мм.
Между фланцами ставятся прокладки толщиной 3—5 мм из следующих материалов:
- а) на воздуховодах, предназначаемых для перемещения воздуха с нормальной влажностью и при температуре до 70°,—из картона или пряди каната с промазкой суриковой замазкой;
- б) на воздуховодах пневматического транспорта или при повышенном давлении воздуха внутри воздуховода — из резины или картона, проваренного в олифе с промазкой суриковой замазкой;
- в) на воздуховодах, предназначаемых для перемещения воздуха с температурой выше 70°, или в случае возможности попадания в воздуховоды искр, а также между фланцами, присоединяемыми непосредственно к калориферам, — из асбестового картона или асбестового шнура.
Вертикальные участки воздуховодов для вентиляции не должны иметь заметных отклонений от вертикали (не более 2—3 мм на 1 м). Горизонтальность воздуховодов проверяют по их оси.
Воздуховоды для воздуха с повышенной влажностью, имеющие дренаж (отвод влаги), прокладывают с уклоном 0,001—0,015 по низу воздуховода, в сторону дренажных устройств.
Воздуховоды круглого сечения должны быть выполнены без заметной граненности. Стенки прямоугольных воздуховодов не должны иметь заметных выпуклюстей и впадин, а ребра — извилин. Фальцы должны быть осажены без искривлений и наклепов. При сварных воздуховодах сварной шов должен быть ровным.
Воздуховоды из черной листовой стали окрашивают в светлые цвета, если по каким-либо причинам не требуется окраска в другой цвет.
В собранном воздуховоде не допускается:
- а) неодинаково (расположенные приточные или вытяжные отверстия (если это не вызывается требованием проекта);
- б) выступающие за фланцы прокладки;
- в) излишняя длина болтов фланцевых соединений (не больше 2 диаметров болта);
- г) выступающие наружу длинные концы кляммер;
- д) не обжатые головки заклепок;
- е) лишние фланцевые соединения;
- ж) фланцы с превышением установленных допусков в размерах, свободно насаженные на воздуховод, или наоборот, туго насаженные на воздуховод со сборками и гофрами;
- з) заметные вмятины.
Все фланцевые, фальцевые, реечные и прочие соединения стальных воздуховодов и фасонных частей, а также люки, закрывающие отверстия в воздуховодах, должны быть плотными.
Плоскости заготовленной пары фланцев должны прилегать друг к другу так, чтобы просветы между ними не превышали 2 мм. Концы фланцев (стык) скрепляют между собой.
При воздуховодах из кровельной стали весом до 6,5 кг/м2 отогнутые борты делают такой ширины, чтобы болты, скрепляющие фланцы, проходили через борт для предотвращения его выскальзывания. Ширину бортов принимают на 5 мм меньше ширины фланца. Фланцы, привариваемые к воздуховоду, выполняют из угловой стали независимо от размера (диаметра) воздуховода.
При воздуховодах для вентиляции из стали весом более 6,5 кг/м2 фланцы из угловой стали приваривают или приклепывают к воздуховоду не менее чем четырьмя заклепками диаметром 4—5 мм с шагом 200—250 мм.
Головки заклепок должны быть обжаты.
На круглых воздуховодах диаметром до 400 мм допускается применение вместо фланцев бандажей шириной 100—150 мм.
Размер фланца должен быть на 2 мм больше наружного размера воздуховода.
Количество болтов для прямоугольных фланцев определяется из расчета расстояния между болтами 180—200 мм.
Число болтов во фланцах должно быть четным.
На воздуховодах для вентиляции прямоугольного -сечения с размером большей стороны более 400 мм делают диагональные перегибы. При размере большей стороны прямоугольных воздуховодов, равном 600 мм, следует устанавливать на равном расстоянии между фланцами или рейками рамки жесткости из полосовой стали 25X4 мм. При ширине большей стороны от 800 до 1 000 мм рамки жесткости следует изготовлять из угловой стали 25X25X4 мм, а при ширине большей стороны от 1 000 до 1 500 мм — из угловой стали 30X30X5 мм.
На воздуховодах при ширине большей стороны более 1 500 мм следует устанавливать на равных расстояниях между фланцами рамки жесткости из угловой стали 30 X 30 X 5 мм и на всех сторонах воздуховода приклепывать по диагонали уголки 30 X 30 X 5 мм.
Рамки жесткости устанавливают снаружи воздуховодов и прикрепляют к ним не менее чем четырьмя заклепками диаметром 4—5 мм через 200—250 мм.
Соединение стальных листов в картины при изготовлении воздуховодов из кровельной стали должно осуществляться на фланцах или на сварке; стальные листы весом более 8 кг/м2, как правило, соединяют путем сварки. Сварной шов должен быть ровным.
Продольные и поперечные фальцы с отсечкой, изготовляемые механизированным способом, допускается во всех случаях делать одинарными. Продольные фальцы у гофрированного конца воздуховода после закатки надрезают на 8—10 мм и отгибают внутрь на 180°. При диаметре воздуховодов от 595 мм ai выше продольные фальцы должны быть укреплены точечной прихваткой или заклепками через 250—350 мм.
При механизированном изготовлении воздуховодов допускается соединение продольных фальцев с помощью реек.
При ручном изготовлении фальцы должны быть полуторными или двойными при весе стали до 6,5 кг/м2 и одинарными — при большем весе.
Воздуховоды и фасонные части прямоугольного сечения, изготовляемые механизированным способом, с периметром сторон до 680 мм выполняют с одним угловым фальцем; при периметре до 1 360 мм — с двумя угловыми фальцами, размещаемыми диагонально.
При больших размерах соединений все грани соединяют при помощи угловых фальцев.
Одинарные лежачие фальцы у воздуховодов и фасонных частей прямоугольного сечения при размере большей стороны от 600 мм и выше следует закреплять через каждые 250—350 мм заклепками или электроприхваткой.
Замыкающие фальцы звеньев воздуховодов круглого сечения независимо от веса кровельной стали следует выполнять одинарными и закреплять заклепками или точечной сваркой.
Тройники и крестовины круглого сечения мопут быть реечными или фальцевыми. Угол между воздуховодом и ответвлением должен быть в пределах 15—35°, если в проекте нет.других указаний.
Средние радиусы кривизны отводов на стальных воздуховодах, а также минимальное количество звеньев i отводах круглого сечения должны приниматься согласно тябл 176,
Диаметр D отвода с углом 90° в мм | Средний радиус кривизны | количество звеньев в отводе |
До 265 | 1,0 — 1,5 D | 3 |
до 595 | 4 | |
до 775 | 5 | |
1 025 и более | 6 |
- 1. Отводы круглого сечения с меньшим радиусом кривизны допускаются как исключение.
- 2. При отводах с центральными углами, не равными 90°, число звеньев » отводе соответственно изменяется.
- 3. В указанном в графе 3 количеств звеньев не учтены стаканы, число которых во всех случаях равно двум.
- 4. При механизированном изготовлении отводов количество звеньев и радиусы кривизны могут быть изменены з зависимости от конструкции станка, на котором изготовляются отводы.
Средние радиусы кривизны отводов прямоугольного сечения должны приниматься, как правило, равным 1,5В, где В — ширина отвода в миллиметрах.
Патрубки круглого сечения, изготовляемые из отдельных целых листов или картин, соединяют между собой в звенья одинарными фальцами или путем насадки одного патрубка на гофрированный конец другого и последующей совместной прокатки патрубков для образования в местах соединений двух поперечных валиков жесткости.
Отдельные патрубки воздуховодов прямоугольного сечения должны соединяться в звенья, как правило, при помощи реек, загнутых по граням воздуховода.
Воздуховоды для вентиляции прочно подвешивают и закрепляют. Вертикальные
воздуховоды, расположенные iy стен ими колонн, прикрепляют к ним через 3—4 м, но не менее чем в двух местах в пределах высоты помещения.
Расстояние между подвесками или опорами горизонтальных воздуховодов принимают не более 4 м при диаметрах воздуховодов до 400 мм и 3 м — при диаметрах более 400 мм.
Свободно подвешенные воздуховоды при длине подвесок более 1,5 м раскрепляют двойными подвесками (растяжками), устанавливаемыми не реже чем через две одинарные подвески.
Нельзя прикреплять подвески к болтам фланцев воздуховодов.
Свободно стоящие вертикальные воздуховоды высотой от 1,5 до 5 л раскрепляют 3—4 растяжками диаметром 6 мм, снабженными растяжными приспособлениями.
Крепление вертикальных свободно стоящих воздуховодов высотой более 5 м выполняют по проекту.