- Железобетонные работы
- — комплекс строительных работ по возведению железобетонных сооружений и конструкций, состоит в основном из опалубочных, арматурных, бетонных и монтажных работ.
При возведении монолитных сооружений опалубка (формы) и арматура устанавливаются в проектное положение и в опалубку укладывается бетонная смесь. После того как бетон затвердеет, получив необходимую прочность, опалубка снимается.
Опалубочные работы включают изготовление опалубки, её доставку и установку, а также снятие опалубки (распалубку) с затвердевшего бетона и подготовку её для повторного использования. При применении катучей, подъёмно-переставной или скользящей (непрерывно перемещаемой вверх) опалубки к опалубочным работам относится передвижение или перестановка её.
Арматурные работы включают заготовку стержней арматуры, сборку их в сетки и каркасы преимущественно сваркой, доставку и установку в проектное положение и т. д. Пространственные каркасы часто устанавливаются вместе с прикреплённой к ним опалубкой.
При возведении предварительно напряжённых сооружений в состав арматурных работ входит натяжение арматуры. Бетонные работы включают приготовление бетонной смеси, транспортирование и укладку её в опалубку с уплотнением, а также последующий «уход» за твердеющим бетоном.
При возведении сооружений из сборных конструкций предварительно изготовляются элементы конструкций (колонны, балки, плиты и т. д.), если они не поступают со спеалицированных заводов, и доставляются к месту строительства, где из них монтируют сооружение.
В ряде случаев монтажу предшествует укрупнительная сборка элементов. Монтаж сборных конструкций состоит из установки элементов посредством подъёмных кранов, временного закрепления, выверки и окончат, закрепления конструкций в проектном положении с омоноличиванием стыков.
Соединение элементов осуществляется электросваркой арматуры или металлических закладных частей с последующей заделкой стыков бетоном или цементным раствором.
При изготовлении сборных предварительно напряжённых конструкций в каналы или пазы, оставленные в бетоне элементов, протягивается арматура, производится её натяжение и заделка каналов (пазов) цементным раствором.
Материалы для железобетона
В железобетонных конструкциях наибольшее применение имеет плотный (тяжёлый) бетон на портландцементе, имеющий предел прочности (марку) 150—300 кг/см2, всё большее распространение получают бетоны с маркой 400 — 600 и выше, особенно в предварительно напряжённых конструкциях.
В особых случаях применяются бетоны на глинозёмистом, пуццолановом и другие специальных цементах, стойких против воздействия специфических условий окружающей среды.
В технологии бетона, особенно при производстве сборного железобетона осуществлено широкое применение жёстких бетонных смесей (с минимальным количеством воды), что повышает марку бетона и ускоряет его твердение.
В качестве крупного заполнителя обычного тяжёлого бетона служит природный гравий или щебень из твёрдых горных пород, однако всё большее применение получает лёгкий бетон, в котором вместо тяжёлых применяются лёгкие пористые заполнители естественного происхождения или искусственные: пемза, туфы, шлаки, керамзит и др.
Лёгкий бетон имеет преимущества не только в ограждающих конструкциях зданий, но и в несущих конструкциях, даже в мостах, гидротехнических и других инженерных сооружениях.
Для технологии заводского изготовления железобетонных конструкций, особенно тонкостенных, оказывается выгодным бетон без крупных заполнителей, такие как песчаный или мелкозернистый, бетон (песчано-цементный раствор).