- Полиспаст — это
- грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков огибаемых веревкой, канатом или тросом, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.
Блоки полипласты служат для изменения направления движения троса. Их размеры зависят от диаметра троса.
Блоки, огибаемые тросом 6X37, должны иметь диаметр, равный 16 диаметрам троса, а блоки, огибаемые тросом 6X61, — не менее 21 диаметра троса.
При забивке свай применяют главным образом:
- одношкивные и
- двухшкивные блоки.
- Бывают еще и многошкивные.
Каждый блок рассчитан на подъем груза определенного веса.
Полиспасты (тали) применяются в тех случаях, когда вес поднимаемой или подтягиваемой сваи или другого груза превышает грузоподъемность лебедки.
Полиспаст состоит из неподвижного и сдвижного блоков, через которые запасован трос, огибающий шкивы блоков.
На рис. 1 изображен подвижный двухшкивный блок, которому прикреплен крюк (гак), используемый для подвешивания груза.
Неподвижный блок крепится к верху — копра, к стреле крана или другой опоре.
Рис. 1. Конструкция двухшкивного блока
Для определения, во сколько раз можно получить выигрыш в силе от применения полиспаста (талей), надо подсчитать, на скольких тросах висит подвижный блок.
Грузоподъемность талей будет примерно равна грузоподъемности лебедки, умноженной на это число.
Например, имеются тали, состоящие из двух двухшкивных блоков, нижний (подвижный) блок висит на четырех тросах, грузоподъемность лебедки 3 т. Этой лебедкой с помощью указанных талей можно поднять груз 4X3=12 т
Необходимо следить за тем, чтобы блоки всегда были смазаны и шкивы легко вращались на осях, иначе значительные силы будут затрачиваться на преодоление трения и выигрыш в силе от применения полиспаста значительно сократится.
В зависимости от количества ветвей каната, закрепленных на барабане грузоподъемного механизма, можно выделить одинарные (простые) и сдвоенные полиспасты.
В одинарных полиспастах, при наматывании или сматывании гибкого элемента вследствие его перемещения вдоль оси барабана, создается нежелательное изменение нагрузки на опоры барабана.
Также в случае отсутствия в системе свободных блоков (канат с блока крюковой подвески непосредственно переходит на барабан) происходит перемещение груза не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.
Для обеспечения строго вертикального подъема груза применяют сдвоенные полиспасты, (состоящие из двух одинарных), в этом случае на барабане закрепляются оба конца каната. Для обеспечения нормального положения крюковой подвески при неравномерной вытяжке гибкого элемента обоих полиспастов применяют балансир или уравнительные блоки.
Такие полиспасты применяют в основном в мостовых и козловых кранах, также в тяжелых башенных кранах для того, чтобы можно было использовать две стандартные грузовые лебедки вместо одной крупногабаритной большой мощности, а также для получения двух или трех скоростей подъема груза.
Блоки, кроме полиспастов, применяют для изменения направления канатов (отводные блоки).
Для монтажа металлических конструкций изготовляют блоки, отличающиеся числом роликов и грузоподъемностью от 1 до 50 т
табл. 1 помещены размеры блоков Прометальмонтажа Ролики в этих блоках чугунные или стальные, оси из Ст. 5, втулки бронзовые, система смазки закладная.
Рис. 1. Блоки а — однорольныи; б — двухрольный
Блоки (Промстальмонтаж)
Число роликов | Грузоподъемность в т |
диаметр ролика в мм |
диаметр троса в мм |
Размеры в мм | Вес в кг | ||||
А | Б | В | Г | Е | |||||
1 | 1 | 8,7 | 150 | 165 | 240 | 132 | 80 | 505 | 10,5 |
5 | 19,5 | 300 | 290 | 420 | 245 | 130 | 690 | 46 | |
10 | 24 | 400 | 380 | 560 | 320 | 165 | 1170 | 93,6 | |
2 | 10 | 19,5 | 300 | 320 | 440 | 250 | 210 | 1040 | 88 |
15 | 24 | 400 | 415 | 560 | 310 | 235 | 1300 | 175 | |
20 | 24 | 400 | 430 | 560 | 320 | 245 | 1380 | 203 | |
3 | 20 | 24 | 400 | 530 | 560 | 320 | 330 | 1580 | 200 |
25 | 24 | 400 | 530 | 560 | 320 | 330 | 1550 | 242 |