Компенсаторы трубопроводов, виды компенсаторов

Для тепловых, водяных и паровых сетей применяют сальниковые компенсаторы, стальные и чугунные, П-образные и лирообразные компенсаторы, ввариваемые в трубопровод.

Сальниковые компенсаторы

должны быть установлены строго по оси трубопровода без малейших перекосов, могущих привести в работе к заеданию стыка и разрушению компенсатора.

Они должны иметь ограничительные устройства, препятствующие выходу стакана компенсатора из корпуса при срыве мертвой опоры.
При установке сальникового компенсатора между упорным кольцом на стакане и упором на корпусе должен быть оставлен зазор на случай понижения температуры трубопровода ниже температуры при монтаже.
Минимальная величина монта5кного зазора берется согласно данным табл. 1.

Температура наружного воздуха в град. Минимальная величина монтажного зазора в мм при участке длиной
100 м 75 м
Ниже —5 30 30
От +5 до +20 50 40
выше +20 60 50

Стальные сварные сальниковые компенсаторы варивают в трубопровод; они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • а) стакан компенсатора должен иметь чисто обработанную наружную поверхность (2-й—3-й класс точности);
  • б) сварные швы выполняются согласно техническим условиям на сварку:
  • в) внутреннее упорное кольцо должно быть установлено и приварено по шаблону, строго перпендикулярно оси корпуса;
  • г) зазор между обработанной поверхностью стакана и внутренней расточкой буксы должен быть не более 2 мм.

Растяжка сварных сальниковых компенсаторов устанавливается по расстоянию между риской, нанесенной на стакане, и риской на корпусе компенсатора по максимуму.

Набивка сальниковых компенсаторов делается из прографиченных асбестовых колец, пропитанных в машинном масле.
В случае наличия лишь непрографиченного шнура прографичение выполняется путем пропитывания шнура в маслографитной смеси.
Набивка сальников выполняется в виде отдельных колец, причем замки колец укладываются вразбежку Размеры берутся строго по чертежу.
Набивка должна быть плотно уложена. Грундбукса у вновь установленного компенсатора должна входить в корпус компенсатора не более чем на 20—30 мм.

Компенсаторы подвергают гидравлическому испытанию на то же пробное давление, что и трубопровод, в который компенсатор вварен.
Все нетрущиеся части компенсатора покрываются антикоррозийным лаком.
Трущиеся части компенсатора должны быть промазаны машинным маслом.

Участки трубопроводов между мертвой точкой и сальниковыми компенсаторами должны иметь по крайней мере одну направляющую опору.
Основными преимуществами сальниковых компенсаторов являются малые габариты и возможность воспринимать значительные тепловые удлинения. К недостаткам этих компенсаторов относятся необходимость тщательного наблюдения за ними в процессе эксплуатации и частой смены набивки сальников. По конструкции сальниковые компенсаторы бывают двух типов — разгруженные и неразгруженные.
В разгруженных компенсаторах исключена возможность вырывания стакана из корпуса при срыве мертвой неразгруженной опоры (например, расположенной на повороте трубопровода).

Линзовые компенсаторы.

При внутренних давлениях 0,2—7 кг/см2 применяют линзовые или тарельчатые компенсаторы. Компенсирующая способность их невелика, так как при установке большого числа волн вся конструкция перестает работать нормально — крайние волны деформируются сильнее, чем средние, а компенсатор приобретает гибкость и начинает выгибаться по отношению к своей продольной оси, чем нарушается симметричная деформация каждой волны.

компенсаторы трубопроводов

Другой существенный недостаток линзового компенсатора заключается в том, что даже при малом давлении внутренней среды (1,5— 2 кг/см2) реакция неподвижных опор достигает значительных размеров.
В линзовых компенсаторах приходится отводить конденсат из каждой волны, во избежание гидравлических ударов. Для трубопроводов, имеющих небольшие диаметры (150 мм), такие компенсаторы совершенно непригодны, так как волна не может создать нужной упругости.

Компенсаторы, изогнутые из труб,

допускаются для любых давлений и температур среды; сальниковые стальные — для давлений до 16 ати, сальниковые чугунные — для параметров среды и диаметров компенсаторов, линзовые — до давлений 7 ати.
Для трубопроводов 3-й и 4-й категорий разрешается применение П-образных компенсаторов со сварными из секторов коленами, а также с крутозагнутыми отводами из труб того же качества, что и прямые участки.

При соединении компенсатора с трубопроводом компенсатор должен быть растянут на величину, указанную на чертежах.
Изогнутые компенсаторы, как правило, устанавливаются в горизонтальном положении.

Как исключение, из-за отсутствия необходимых габаритов разрешается устанавливать компенсаторы в вертикальном положении с расположением петли вверх или вниз с установкой спускного или воздушного кранов.

Расчет компенсации производится с учетом разности температур: максимальная температура принимается равной высшей температуре теплоносителя, минимальная — равной 0°.
При прокладке трубопроводов на мачтах или эстакадах, как правило, следует применять гнутые компенсаторы или линзовые.
Растяжка компенсатора производится натяжением оставленного для этой цели стыка трубопровода после сварки (но не прилегающего к компенсатору). Можно также производить предварительную растяжку (с установкой распорок) до установки компенсатора на место. Для гнутых компенсаторов применяют бесшовные трубы.

.